Мои книги



КОММЕНТАРИИ К МИШНЕ
Факсимилия манускрипта комментариев РаМБаМа к Мишне, на арабском и иврите
Я начал работать над ним 23-летним и закончил через семь лет, уже в Фостате. Я писал комментарии в невыносимо тяжких условиях... мы переезжали с места на место… и все это время я писал — и на суше, и в море. В этом сборнике, комментирующем каждый трактат Мишны в отдельности, объясняя значение каждого изречения, основываясь на тщательном подборе из обширного материала и размышлений о Талмуде. Там, где разъяснения к определенным выдержкам из Талмуда найти не удалось, я обращался к комментариям своих великих предшественников, гаонов, или писал собственные. А при необходимости дополнял комментарии необходимой научной информацией, демонстрируя тем самым высокие познания мудрецов Торы во многих областях общественных наук. Помимо собственной ценности,мои комментарии к Мишне несут в себе и практический смысл познания различных законов, поскольку именно благодаря этой работе появилась возможность принятия окончательного hалахического решения на основе многообразия описанных в Мишне мнений по тому или иному вопросу.

КОДИФИКАЦИЯ ЕВРЕЙСКОГО ЗАКОНА

Титульный лист "Мишнэ Тора"; издано в Венеции, Италия, 15741 г.Основа основ и столп мудрости — знать, что есть Изначальный Сущий и Он осуществляет все существующее; и все существа на небе и на земле, а также между ними, не существуют иначе, чем в силу истинности Его существования. И если можно было бы предположить, что Его нет, никакая другая вещь не могла бы существовать.

Мишне Тора, Йесодей hаТора, 1:1–2
Первые шаги в этом направлении были предприняты несколькими годами ранее рабби Ицхаком Альфаси (известным как «РиФ»). Сложность и многогранность талмудических дискуссий делает поиск достойнейшего из путей практически недостижимой задачей для человека среднего ума. Рабби Ицхак Альфази тщательно проработал все пассажи и комментарии авторитетных мудрецов Талмуда, проигнорировав сложнейшие дискуссииамораим, привел их в относительный порядок, процитировав оригиналы высказываний. Этот труд по праву считается монументальным. Тем не менее, метод кодификации рабби Ицхака Альфази не стал основой для упорядочивания и группирования законов. Со временем возникла потребность в более четкой систематизации законов, описанных в Талмуде, за что и взялся я и первым достиг ясности классификации еврейских законов.




 то, что я написал в предисловии к Мишне Тора:

«…В наше же время обрушились на нас новые беды, иФаксимилия манускрипта внутренней страницы "Мишнэ Тора"проблемы заслонили от людей все, — и пропала мудрость мудрецов наших, и понимание скрылось от знатоков (…) Поэтому набрался решимости я, Моше, сын Маймона из Испании, положившись на помощь Г-спода, благословен Он, изучил все эти книги и счел нужным составить свод законов, вытекающих из всех этих сочинений (…) Излагаю я это ясно и лаконично, чтобы классифицировать Устную Тору и сделать ее доступной для всех (…) Чтобы человек не нуждался ни в каком другом сочинении для понимания еврейских законов (…)Поэтому назвал я этот труд “Мишне Тора” (“Следующее за Торой”), так как сначала человек читает Письменную Тору, затем — эту книгу, и из нее узнает всю Устную Тору».


         КНИГА ЗАПОВЕДЕЙ
Факсимилия страницы из первого печатного издания "Мишнэ Тора"; Рим, Италия, 1480 г.Прежде чем приступить к кодификации законов, основанных на Торе, Талмуде и работах предшествующих поколений (геоним), я систематизировал «ранее не обработанную» тему, выделение 613-ти заповедей из текста Пятикнижия. «Книга заповедей» («Сефер hа-Мицвот») не только стала своеобразным предисловием к «Мишне Тора», но и представляет огромную ценность сама по себе — как одна из трех главных юридических работ. Главной целью «Книги заповедей» является перечисление всех 613-ти заповедей Торы, которые делятся на 248 повелевающих (мицвот асэ) и 365 запрещающих (ло таасэ) заповедей. На самом деле, простой подсчет выявляет гораздо больше, чем 613, повелений, упомянутых в Торе. Задача мудреца состоит в выделении 613-ти законов, данных на века, отделив их от тех, что относятся лишь к одной эпохе. Однако ни Талмуд, ни мои предшественники  не перечислили всех предписаний и запретов, равно как и не дали развернутой формулировки принципов и правил, на основе которых необходимо рассматривать все законы Торы.
 «Каждая из 613-ти заповедей служит как установлению верного образа жизни, так и избавлению от ложных концепций, для поддержки законов и искоренения беззакония, вдохновения добродетели и избавления от зла».
Морэ Невухим, 3:31


РЕСПОНСЫ
Титульный лист издания "Морэ Нэвухим", Саионетто, Италия, 1553 г.Помимо упомянутых выше основных работ, я трудился над созданием сборников своих ответов («Тшувот», или«Респонсы») на многочисленные вопросы — от комментариев к святым текстам до сложнейших hалахических решений. С выходом в свет комментариев к Мишне я стал признанным знатоком еврейского закона и иудаизма в целом. С появлением «Мишне Тора» я стал авторитетом среди мудрецов, и евреи всего мира спешили узнать мое мнение в различных областях еврейской жизни. Респонсы включали решения сложных вопросов относительно hалахи (еврейского закона), объяснения трудных для понимания отрывков Талмуда, рассуждения на теологические и религиозно-философские темы.




ПУТЕВОДИТЕЛЬ РАСТЕРЯННЫХ
Факсимилия первой страницы издания "Морэ нэвухим", Сабионетто, Италия, 1553 г.
Я предлагаю ответы на вечные вопросы, интересующие мыслящего человека: истинность существования Б-га, цель создания всего живого, отношение Творца к мирозданию, предначертанность человеческой жизни, сущность зла, свобода выбора, Б-жественное провидение, Б-жественное правосудие, возможность и характер Б-жественных откровений, цель заповедей Торы, истинный путь служения Творцу и многое другое.